ПАСХАЛЬНЫЙ СЕДЕР И ПРАВИЛА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

 Слово "седер" означает в переводе с иврита "порядок", "распорядок". В данном случае - это комплекс действий, осуществляемых в определенном, строго заведенном порядке, которыми отмечается ночь Песаха, годовщина Исхода евреев из Египта.

 

 Подготовка к Седеру должна быть в основном завершена до наступления йом-това (праздника). Можно накрыть стол и в йом-тов, но лучше сделать это заранее. На стол кладут красивую скатерть в честь праздника, расставляют тарелки из лучших сервизов, приготовленных специально к Песаху, кладут серебряные приборы, достают самую красивую посуду и кухонную утварь.

 

Элементы Седера.

 Вино.

 Для традиционных четырех бокалов вина подходит любое кошерное вино. Предпочтительно, однако, пить красное вино (сладкое, полусухое или сухое). Приемлемо также кошерное искристое вино. Тем, кто не может пить вино, разрешено заменить его кошерным виноградным соком, который можно развести вином или пить в чистом виде. (Все вина и виноградные соки должны иметь пометку на этикетке: "Кошерно для Песаха" с указанием авторитетной организации или раввина, осуществляющих контроль и гарантирующих кошерность.)

 

 Маца.

 Надо заранее купить мацу в количестве, достаточном не только для Седера (в диаспоре проводят два Седера), но для всего периода Песаха. На Седере полагается есть мацу-"шмура", приготовленную вручную или на машине с особо строгим соблюдением галахических правил. Некоторые евреи едят только мацу-"шмура" все дни Песаха.

 

 Марор - листовой (рыхло-кочанный) салат, хрен, салатный цикорий и пр.

 

 Яйцо, сваренное вкрутую.

 

 Косточка с мясом.

 Некоторые используют куриную шейку, которую надо хорошо поджарить.

 

 Карпас - петрушка, вареная картофелина, луковица, сельдерей, редька и пр.

 

 Харосет - смесь толченых орехов, измельченных фруктов, специй и вина.

 

 Подсоленная вода.

 

 Необходимо приготовить также специальное блюдо для Седера, кубки для кидуша для всех участников, тексты Пасхальной Агады для каждого с переводом на родной язык, а также подушечки, на которые облокачиваются, когда пьют четыре обязательных бокала вина и едят мацу.

 

Размещение символов Седера на пасхальном блюде

 Символы праздника раскладывают на блюде для Седера в соответствии с одним из принятых авторитетных мнений. Первый порядок был предложен АРИЗАЛем, раввином-каббалистом Ицхаком Лурия (XVI век, Цфат).

 

 Согласно этой традиции, блюдо Седера ставят перед главой семьи, который ведет Седер, и в специальное отделение кладут три мацы. Верхняя маца символизирует коэнов, потомков первосвященника Аарона; средняя маца - левитов, евреев из колена Леви (в состав которого входил и Аарон); нижняя маца символизирует "израэлитов", всех остальных евреев.

 

 Затем на блюде размещают символы Песаха. Вверху справа кладут косточку, символ пасхальной жертвы; слева от нее - крутое яйцо, которое символизирует обычное праздничное жертвоприношение; в центре под двумя верхними символами помещают марор (горькую зелень), для этой цели можно использовать смесь горьких трав различных видов. Справа под горькой зеленью кладут харосет, рядом слева - карпас (один из видов овощей). В центре внизу снова помещают горькую зелень (можно смесь горьких трав разных видов). Они будут использованы для "кореха" (сэндвича Гиллеля).

 

 Второй вариант оформления блюда для Седера был предложен мудрецом РАМА (рав Моше Иссерлес, XVI век, Польша).

 

 Блюдо Седера ставят перед главой семьи, ведущим Седер.  На блюдо кладут символы Седера в таком порядке: вверху справа - косточку, символизирующую пасхальную жертву; рядом слева - крутое яйцо, представляющее обычную праздничную жертву; под косточкой - марор (горькую зелень), для чего можно использовать смесь горьких трав разных видов; под крутым яйцом размещается харосет; в середине под марором и харосетом кладут в стопку три мацы; снизу справа помещают карпас (один из видов овощей); наконец, внизу слева ставят чашечку с подсоленной водой.

 

Порядок проведения Седера

 Правильному проведению Седера помогают ориентиры - 15 этапов, каждый из которых несет в себе определенную символику.

 

1. КАДЕШ - Произнесение кидуша над вином.

 Кидушный бокал должен вмещать не менее 90 миллилитров вина. Все кидушные бокалы наполняют вином, виноградным соком или их смесью. Это будет первый из четырех традиционных бокалов Седера.

 

 Седер начинается с произнесения кидуша, освящения праздника. По завершении кидуша все пьют первый из четырех обязательных бокалов вина, склонившись на левую сторону. Для выполнения заповеди необходимо выпить как минимум чуть больше половины бокала. Предпочтительно, однако, выпить весь бокал. Поэтому рекомендуем использовать бокал минимальной емкости (чуть более 90 мл) и выпивать все содержимое. Лучше выпить весь бокал малой емкости, чем пользоваться большим бокалом и выпивать из него немногим больше половины вина или сока.

 

2. УРХАЦ - ритуал омовения рук.

 В ночь Седера моют руки так же, как перед обычной трапезой с хлебом, но не произносят благословение "аль нетилат ядаим". (Поэтому после омовения рук и до того, как будет съеден "карпас", разрешается говорить.)

 

3. КАРПАС.

 Возьмите маленький кусочек "карпаса" (вид овощей), обмокните его в соленую воду и произнесите благословение "...боре при а-адама" (следите по тексту Агады), имея в виду также "марор", который будет съеден позже в процессе Седера.

 

4. ЯХАЦ - Преломление средней мацы.

 Ведущий Седера разламывает среднюю мацу и прячет ее большую часть для последующего использования в качестве "афикомана". Меньшая часть разломленной мацы остается между верхней и нижней мацой.

 

5. МАГИД - Чтение Агады.

 Мы начинаем рассказывать об Исходе по тексту Агады. Читать надо в оригинале на иврите и затем переводить и объяснять прочитанный текст на родном языке собравшихся. Многие придерживаются традиции вместе читать ивритский текст, после чего следуют индивидуальные переводы и комментарии. Перед традиционными четырьмя вопросами "Ма ништана" наливают второй бокал. В книжках Агады подробно объясняется, когда надо поднять бокал с вином, когда и как отливать вино по каплям и т.д.

 

6. РАХЦА - Ритуальное омовение рук.

 Прежде чем съесть мацу, для которой существуют те же законы, что и для хлеба, надо омыть руки и произнести благословение "...аль нетилат ядаим" (следите по тексту Агады). Теперь нельзя говорить после благословения и до того, как вы закончите есть мацу.

 

7/8. МОЦИ-МАЦА - Благословение на мацу.

 Ведущий Седера берет все лежащие перед ним три мацы и читает благословение "...амоци" (по тексту Агады). Затем выпускает из рук нижнюю мацу, продолжая держать целую верхнюю и часть средней разломленной мацы, и произносит благословение "...аль ахилат маца" (см.Агаду). Затем он ломает целую верхнюю мацу на мелкие кусочки и раздает их всем присутствующим. Чтобы съесть необходимое количество, надо добавить к этому кусочку дополнительную мацу.

 

 При первом вкушении мацы ее минимальное количество должно составлять не менее 29 граммов или 3/4 обычного квадратного листа мацы. Предпочтительно, однако, съесть хотя бы 58 граммов, что соответствует полутора листам мацы. Есть мацу надо, облокотившись на подушку, как подобает свободным людям.

 

9. МАРОР - Горькая зелень.

 Ведущий Седера берет марор с блюда. Вслед за ним каждый берет заранее приготовленный марор, макает в "харосет". Ведущий произносит благословение "...аль ахилат марор" (см. Агаду). Марор едят тоже в наклонной позе.

 

 Для выполнения заповеди надо съесть за один раз не менее 29 граммов марора. Можно приготовить смесь из различных видов марора, например, листовой салат и натертый хрен. Возможны и другие варианты.

 

10. КОРЕХ - Сэндвич Гиллеля из мацы и марора.

 Ведущий Седера берет нижнюю мацу, отламывает от нее два куска и кладет между ними марор (горькую зелень), который лежит в нижней части блюда Седера; затем макает "сэндвич" в харосет и произносит соответствующее благословение (см.Агаду). Все участники Седера делают то же самое: берут два куска мацы, кладут между ними марор, макают в харосет, говорят благословение и съедают "сэндвич". Минимальное количество мацы и марора для "кореха" – то же самое, что и раньше. "Сэндвич Гиллеля" едят также облокотившись.

 

11. ШУЛЬХАН-ОРЕХ - Праздничная трапеза.

 Во время трапезы разрешается пить дополнительное вино помимо четырех обязательных бокалов.

 

12. ЦАФУН.

 После трапезы достают спрятанный "афикоман". Чаще всего "афикоман" поручают искать детям и берут его у них в обмен на какой-нибудь подарок. Каждый берет кусочек "афикомана" и другую мацу и кушает облокотившись. Обязательное минимальное количество – 3/4 квадратного листа. В первый Седер "афикоман" надо съесть до полуночи. После "афикомана" нельзя больше ничего есть.

 

13. БАРЕХ - Молитва после еды.

 Наполняют третий из четырех бокалов и вместе читают молитву после трапезы. Затем выпивают третий бокал, как и прежде, облокотившись.

 

14. ГАЛЛЕЛЬ.

 В специально приготовленный кубок наливают вино в честь Пророка Элиягу.

 

 Наполняют бокалы (это четвертый обязательный бокал), открывают входную дверь для Пророка Элиягу и читают благодарственную молитву "Галлель", по окончании которой пьют, облокотившись, четвертый бокал. Затем все присутствующие дружно поют красивые песни из пасхальной Агады.

 

15. НИРЦА - Служение принято.

 Завершив Седер в точном соответствии с традицией, мы выражаем убежденность и веру, что Вс-вышний принял наши молитвы и что в будущем году мы будем праздновать свое освобождение в отстроенном Иерусалиме.

 


www.bible.in.ua